А.Е. Агратин

Нарратологический анализ «Тараса Бульбы» Н.В. Гоголя

Фрагменты

1а. Обстоятельства развития интриги в «Тарасе Бульба» Н.В. Гоголя необходимы для создания определенного исторического колорита. Автор ставит целью воссоздать эпоху вражды казачества с Речью Посполитой (первая половина XVII в.). Так, нарратор прерывает рассказ комментариями по поводу нравов и обычаев того времени, уделяет повышенное внимание бытовым деталям (Запорожская Сечь), описывает обстоятельства жизни героев, предшествующие основному действию (годы учения Андрия и Остапа).

Интрига образована следующими событиями и протособытиями: 1. Бульба встречает сыновей, вернувшихся из Киева (I); 2. Тарас решает ехать вместе с Остапом и Андрием в Сечь (I); 3. герои отправляются в путь (I); 4. Персонажи прибывают в Сечь (II); 5. избрание Кирдяги, боевого товарища Тараса, новым кошевым (Бульба хочет вступить в войну с врагом, чтобы его сыновья закалялись в битвах — старый кошевой не поддерживал этого намерения) (III); 6. запорожцы единогласно решают отомстить полякам за посрамление христианской веры (IV); 7. казаки принимают решение взять город Дубно измором (V); 8. Андрий узнает от татарки о судьбе панночки, в которую был влюблен (она в городе и уже много дней ничего не ела) (V); 9. Андрий идет с припасами в город, чтобы помочь панночке (VI); 10. Андрий отрекается от отца, веры и отчизны, чтобы служить возлюбленной (VI); 11. герою сообщают, что поляки вошли в город и везут пленных казаков (VI); 12. казаки нападают на Дубно, чтобы отомстить за своих товарищей (VII); 13. Бульба узнает об измене Андрия (VII); 14. за проявленную храбрость запорожцы выбирают атаманом Остапа (вместо убитого запорожца) (VII); 15. битва окончена, казаки хоронят погибших воинов (VII); 16. Из Сечи приходит весть о том, что на Хортицу напали татары (VIII); 17. Тарас, вопреки общему мнению, отказывается воевать с татарами, пока его товарищи находятся в польской темнице (VIII); 18. казаки разделяются: одни идут против татар, другие вместе с Бульбой спешат на помощь пленным (VIII); 19. Тарас встречает Андрия во время боя и убивает его (IX); 20. Остап попадает в плен к полякам (IX); 21. Бульба ранен (IX); 22. Товкач спасает Тараса и привозит его в Сечь (X); 23. После выздоровления Бульба решает поехать в Варшаву (X); 24. безуспешная попытка Бульбы проникнуть в тюрьму (XI); 25. казнь Остапа (XI); 26. казаки под предводительством Тараса идут на Польшу (XII); 27. во время битвы Тараса берут в плен (XII); 28. казнь Бульбы (XII); 29. казакам удалось бежать (XII).

В основе интриги — борьба за сохранение чести. Она понимается как верность отечеству, христианской вере, товарищам, — одним словом, своему сообществу (коллективу). Утрата чести и достоинства квалифицируется в качестве главной социокультурной угрозы: её реализация равнозначна полной потери своего подлинного «я», необратимому изменению идентичности.

1б. К событийному ядру истории принадлежат 7 событий, выделенных полужирным шрифтом. Они представляют собой переломные моменты в повествовании, причем каждое из этих событий обусловлено необходимостью противостоять сформулированной выше угрозе или же, наоборот, желанием способствовать её исполнению: поездка в Сечь необходима, чтобы молодые люди стали настоящими казаками, — противоположный исход в понимании Бульбы катастрофичен; месть полякам нужна, поскольку противное решение было бы трусостью, отказом от казацкого «мы»; предательство Андрия есть не что иное как подобный отказ; избрание Остапа атаманом символически передает солидарность героя с коллективом в его противостоянии врагу; убийство Андрия — закономерный поступок Бульбы, для которого действия сына бесчестны, а потому опасны; безропотное принятие смерти Остапом, а затем Тарасом полностью отвечает их намерению отстаивать честь и достоинство до самого конца, чего бы это ни стоило.

2. В «Тарасе Бульбе» репрезентирована нормативно-риторическая (императивная) картина мира. Все происходящее зависит от решения героев — правильных или ложных. У персонажей есть выбор из двух альтернатив: поступить плохо / совершить роковую ошибку (бездействие сюда тоже относится: неслучайно Тарас столь враждебно воспринимает желание матери Остапа и Андрия задержать их дома) или хорошо, достойно. В этом плане формально одинаковые события могут оцениваться по-разному — в соответствии с приведшими к ним решениями (смерть Андрия — неизбежное наказание; смерть Остапа — высшее проявление доблести).

3. В повести Гоголя актуализирован этос долженствования. Для адекватного понимания повествуемой истории адресату нарратива необходимо осмыслить события в рамках определенной системы ценностей, где честь (национальная, родовая, семейная) оказывается превыше любых индивидуальных интересов.

4. Анализируемое произведение демонстрирует агональную стратегию преодоления угрозы. Противостояние врагу — агенсу — становится условием поддержания идентичности контрагенса. Герои не только не избегают схватки с противником, но и стремятся к ней: «Вот пропадает даром козацкая сила: нет войны!» — сокрушаются запорожцы. С «чужим» нужно биться необязательно ввиду его агрессии, а просто потому, что он не «свой»: против «бусурман и турков» Тарас «считал во всяком случае позволительным поднять оружие во славу христианства». Защита чести, по большому счету, и есть борьба, а значит, в парадигме «агенс — угроза — контрагенс» почти не остается места пациенсу — последний молниеносно превращается либо в первого, либо в последнего участника приведенной триады, присоединяясь к иноземцу (Андрий) или выказывая ему полную непреклонность (даже перед лицом смерти, как Остап). Разве что роль пациенса берут на себя вскользь упоминаемые «православные христиане», которых ксендзы запрягают в таратайки вместо лошадей. В системе персонажей гоголевского произведения наблюдается полная обратимость агенса и контрагенса, которые в какой-то момент оказываются плохо отличимы друг от друга. Например, Андрий, предавая союзников ради возлюбленной, вовсе не порывает с прежними представлениями, только теперь честь для него воплощает собой не родина, а девушка: «Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя — ты! Вот моя отчизна! И понесу я отчизну сию в сердце моем, понесу ее, пока станет моего веку, и посмотрю, пусть кто-нибудь из козаков вырвет ее оттуда!» — восклицает юноша.

В заключение следует сказать, что в «Тарасе Бульбе» представлена императивная стратегия повествования, возникающая на пересечении нормативно-риторической картины мира и этоса долженствования.

Фрейм социокультурных угроз:
Агенс – несущий угрозу
Фрейм социокультурных угроз:
Пациенс – претерпевающий угрозу /
объект угрозы
Фрейм социокультурных угроз:
Контрагенс – противодействующий,
способствующий преодолению угрозы